Мы используем
COOKIE!
Подробнее
заказ экскурсий
Белозерский областной краеведческий музей
г. Белозерск, ул. Фрунзе, 28
График работы:
с 9:00 до 18:00
без обеда и выходных
belproswet@belozermus.ru
+7 (81756) 2-28-97 заказ экскурсий

Изобретатели-конструкторы братья Шамарины

Вспоминая выдающихся уроженцев Белозерской земли нельзя пройти мимо уникального случая в мировой истории – четырех братьев из одной семьи, выдающихся конструкторов и изобретателей. Братья Шамарины: Андрей, Николай, Борис и Владимир, а также их сестры Татьяна и Сусанна родились и воспитывались в семье Николая Петровича и  Александры Ивановны Шамариных. (Фото 1).

Николай Петрович Шамарин родился в Белозерске в 1873 году в семье бедного чиновника. Еще будучи подростком, он удивил жителей Белозерска, построив собственноручно пароход (длиной полтора метра), который демонстрировал на канале, запуская его с лавы. Николай Петрович работал машинистом на спичечной фабрике в Белозерске, затем  – механиком на винокуренном заводе в селе Благовещенье Кирилловского уезда. Николай Петрович потратил шесть лет жизни, чтобы сделать токарный станок оригинальной конструкции. Были у отца и другие изобретения, но этот домашний станок сыграл решающую роль в воспитании братьев как будущих конструкторов: в юности они делали на нем детали к аэросаням, мотоциклу, ветряному двигателю, двигателям моторных лодок и др. (Фото 2-3).

Зимой 1914 года Николай Петрович сильно простудился и в июне 1915 года скончался. После смерти отца вся забота о семье легла на их мать и старшего сына Андрея, которому на момент смерти отца было 14 лет.

Андрей Николаевич Шамарин родился в Белозерске в 1901 году. Андрею уже в раннем возрасте пришлось работать в белозерских судоремонтных мастерских, чтобы помочь матери поднять семью. В 1918 году поступил на работу кочегаром парохода «Ошта». В дальнейшем работал помощником механика на пароходах, а при расширении Белозерского затона в 1920 году Андрей Николаевич был переведен в механические мастерские токарем, где проработал до 1931 года. В 1928 году Андрей Николаевич был участником Всесоюзного соревнования водителей маломерных судов, так называемого «звездного похода». В нем участвовало четырнадцать катеров и глиссеров из Москвы, Белозерска, Ярославля, Костромы, Казани и Пензы. На изготовленной своими руками лодке «Пионерка» А. Н. Шамарин через 84 часа финишировал в Нижнем Новгороде. (Фото 4-5).

В 1931 году Андрей Николаевич создает первый самопишущий прибор для фиксации ходового и простойного времени судна, получивший в дальнейшем известность как «судовой контрольно-измерительный прибор системы Шамарина (ША-1)». Прибором заинтересовались в Управлении Северо-Западного пароходства в Ленинграде, и уже в 1935 году А. Н. Шамарина пригласили на работу в Ленинград в Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта (позднее ЦНИИМФ). В 1940 году приборы системы Шамарина уже эксплуатировались в двенадцати пароходствах морского и речного флота. В 1935 году А. Н. Шамарин получил патент на первое свое изобретение под названием «чешуйчатое амортизирующее днище гидросамолета». В 1937 году разрабатывает сверхскоростной аэроглиссер с чешуйчатым амортизирующим крылом. (Фото 6-9).

В 1941 году А. Н. Шамарин был переведен на должность руководителя экспериментально-производственных мастерских ЦНИИМФ. С первых дней войны коллектив экспериментально-производственных мастерских института стал выполнять заказы Ленинградского фронта и Балтийского флота. В тяжелейших условиях ленинградской блокады А. Н. Шамарин разработал станок-полуавтомат для обработки корпусов мин, траншейный перископ и многое другое. Зимой 1942/1943 года, мастерские ЦНИИМФ наладили производство ответственных деталей к дизелям тральщиков, обеспечив их нормальное боевое использование. За выполнение этого ответственного заказа командования А. Н. Шамарин был награжден орденом Красной Звезды. (Фото 10).

После войны Андрей Николаевич, продолжая работу над усовершенствованием судового измерительного прибора, занимается автоматизацией и механизацией судовых паросиловых установок. Им был разработан и внедрен целый ряд полезных предложений и усовершенствований, многие из которых были направлены на повышение обороноспособности нашей Родины. Умер Андрей Николаевич Шамарин в 1972 году. (Фото 11).

Николай Николаевич Шамарин родился в Белозерске в 1903 году. Окончил Череповецкое техническое училище в 1922 г. После работал токарем в Белозерском затоне, где проявил себя как специалист высокой квалификации. После прохождения военной службы с 1926 года работал токарем на заводе «Пионер» в городе Ленинграде. Поступает на учебу в Ленинградский институт гражданского воздушного флота на факультет авиамоторостроения.  (Фото 12-13).

В 1931 году студент второго курса разрабатывает проекты коловратного насоса и коловратного двигателя внутреннего сгорания. Обе работы признаются изобретениями. Это были первые авторские свидетельства, полученные Николаем Николаевичем Шамариным. В качестве дипломного проекта ему было предложено разработать двигатель специального назначения.

В 1936 году, окончив институт, Н. Н. Шамарин поступает в Научно-исследовательский институт, где блестяще доводит до конца работу над двигателем и в октябре 1938 года защищает свой проект с оценкой «отлично». Н.Н. Шамарин являлся руководителем группы конструкторов, создавшей в 1942 году электрическую бесследную торпеду «ЭТ-80». Появление бесследной торпеды в сочетании с беспузырной стрельбой позволило советским подводникам наносить внезапные удары и значительно повысить их боевую эффективность. Н.Н. Шамарин занимал должности начальника отдела, главного конструктора и главного инженера НИИ. Николай Николаевич работал всегда напряженно, не жалея своего здоровья и сил. Умер Николай Николаевич Шамарин в расцвете творческих сил в возрасте пятидесяти трех лет. (Фото 14).

Борис Николаевич Шамарин родился в 1905 году. После окончания школы он поступает в Череповецкий механический техникум и в 1926 году оканчивает его с присвоением квалификации техника теплотехнической специальности. По распределению Борис Николаевич был направлен на фарфоровый завод «Пролетарий» в Новгородскую область, где проработал до 1941 года, сначала помощником механика завода, а затем конструктором и начальником экспериментальной мастерской. (Фото 15). 

В 1941 году Б. Н. Шамарин был назначен главным механиком Речицкого фарфорового завода, где проработал до 1946 года. Затем был переведен на завод им. М. В. Ломоносова в Ленинград на должность главного механика, а в 1947 году назначен начальником экспериментальной мастерской и главным конструктором завода. (Фото 16).

В январе 1947 года заводу им. М. В. Ломоносова было поручено полностью восстановить кварцевое производство. Б. Н. Шамариным в короткий срок были разработаны оригинальные конструкции механизмов для вытяжки труб прозрачного кварцевого стекла, а также механизированы процессы загрузки и разгрузки высокочастотных печей и резки кварцевых изделий. Под его руководством все эти механизмы были смонтированы, пущены в эксплуатацию и оправдали себя полностью в дальнейшем. За восстановление и организацию кварцевого производства на новой технической основе в 1948 году Б. Н. Шамарину была присуждена Сталинская премия. (Фото 17).

С 1948 Борис Николаевич работает в области производства оптического кварцевого стекла. В довольно короткое время им были разработано и изготовлено оригинальное отечественное оборудование, в 1949 году было получено первое отечественное оптическое кварцевое стекло. За успешное выполнение важнейшего задания правительства Б. Н. Шамарину в 1951 году второй раз была присуждена Сталинская премия. (Фото 18-19).

Параллельно с изготовлением серии машин по наплавке высокопрозрачного кварцевого стекла Борис Николаевич занимался конструированием и изготовлением специальных деталей из фарфора для строящегося в то время в городе Дубне крупнейшего в мире синхрофазотрона.

Жизнь Б. Н. Шамарина в трудные послевоенные годы была загружена до предела. Сослуживцы не помнили, когда Шамарин уходил в отпуск или использовал его полностью. Б. Н. Шамарин умер, не дожив до своего пятидесятилетия одного месяца.

Владимир Николаевич Шамарин, младший из братьев, являлся одним из ведущих конструкторов страны в области проектирования гладкоствольной артиллерии – минометного вооружения. Родился В. Н. Шамарин в 1906 году. По окончании школы, как и предыдущие два его брата, поступил в Череповецкий механический техникум. После окончания техникума работал техником фарфорового завода «Пролетарий» в Новгородской области. (Фото 20).

После службы в армии Владимир Николаевич поступает на работу в должности конструктора на ленинградский завод «Промет». В составе небольшой группы В. Н. Шамарин занимался разработкой приборов и аппаратов по различным видам дегазации. (Фото 21-22).

С 1936 по 1957 год В. Н. Шамарин работал в области проектирования минометного вооружения для Вооруженных сил страны и стал одним из ведущих конструкторов. В июне 1940 года по решению правительства страны было создано специальное конструкторское бюро по проектированию минометов с необходимой производственной базой. Начальником и главным конструктором этого СКБ был назначен В. Н. Шамарин. Как в предвоенные, так и в военные годы В. Н. Шамарин активно работал в области создания новых образцов и отдельных конструкций минометного вооружения, которые нашли широкое применение в военных действиях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. За плодотворную деятельность в деле создания отечественных минометов и активное участие в организации их массового производства Владимир Николаевич Шамарин был награжден орденами Красной Звезды, Кутузова второй степени и медалями. В 1943 году он стал лауреатом Сталинской премии второй степени. (Фото 23-24).

Напряженная работа сказалась на здоровье В. Н. Шамарина. По рекомендации врачей в 1957 году он переходит на другую работу – в Научно-исследовательский институт текстильного машиностроения, где проработал более десяти лет. С августа 1968 года В. Н. Шамарин – на заслуженном отдыхе. Умер Владимир Николаевич Шамарин в 1991 году.