Мы используем
COOKIE!
Подробнее
заказ экскурсий
Белозерский областной краеведческий музей
г. Белозерск, ул. Фрунзе, 28
График работы:
с 9:00 до 18:00
без обеда и выходных
belproswet@belozermus.ru
+7 (81756) 2-28-97 заказ экскурсий

Поэты о Советской армии

23 февраля - День защитника Отечества. Праздник с большой и героической историей. Праздник воинов, солдат. А какими видели их поэты? Предоставим слово книге.

В библиотеке Сергея Орлова, которая хранится в нашем музее, много замечательных книг о войне, воинах, армии. Авторы большинства из них – в прошлом солдаты.

Книга Леонида Решетникова «Четыре стороны света» была издана 50 лет назад, в 1974 году. На авантитуле эмблема и название издательства – Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР. Воениздат, так чаще всего называли это издательство.

Автор книги - Леонид Васильевич Решетников – поэт, журналист, корреспондент, публицист, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького. Леонид Решетников – участник Великой Отечественной войны, военной теме он оставался верен всю жизнь.

В книге «Четыре стороны света» Л. Решетников выступает как прозаик и критик. Кроме повестей и новелл в книге имеется раздел, названный «Муза в полушубке и ушанке». Одна из глав обозначена - «Заметки о гражданственности и военной теме в лирике последних лет». Леонид Васильевич не ограничивается 1960-1970 годами. Говоря о гражданственности в поэзии последних лет, он начинает со строк поэта Георгия Суворова, погибшего в 1944 году, обращается к поэзии Шандора Петефи, Александра Пушкина. В статье множество имен советских поэтов, поэтов-фронтовиков, среди них и имя Сергея Орлова.

Л. Решетников подарил нашему земляку свою книгу и в дарственной надписи отметил те страницы, где есть о нем упоминание. На страничках карандашом выделены абзацы с фамилией поэта.

Стихи и книги Сергея Орлова автор приводит в качестве примера как произведения, написанные после войны, стихи памяти и философии о войне.

«Новое время-новые песни» - Леонид Решетников, анализируя стихи последних лет, приходит к выводу: «Итак, задача состоит в том, чтобы средствами поэзии создать образ советского воина. Образ человека, который отвечал бы нашим представлениям о нем как о прямом наследнике воина – освободителя Родины и народов Европы от фашизма. Человека, стоящего на страже мира во всем мире. Человека, вооруженного передовой марксисткой идеологией и первоклассной военной техникой. Человека высокообразованного, интеллектуально и эмоционально развитого. Во всех отношениях человека живого, а не схему. При всем при том, что человек этот живет и работает в особых, регламентированных воинскими уставами и положениями условиях. Труднейшая задача!»

Как пример выполнения этой задачи приводятся стихи А. Луконина, А. Межирова, К. Ваншенкина, Б. Слуцкого.

И Сергея Орлова:

«Здравствуй, юность танкистская!

До отбоя с подъема,

Где с тобой мы дружили и жили, как дома,

В грозном царстве газойля, металла и грома…»

Л. Решетников, корреспондент газеты «Красная Звезда», благодаря своей работе он знаком с теми, кто служат и пишет.

 «Может, самым интересным в послевоенной поэзии является то, что она, армия, стала петь о себе сама, не дожидаясь пока о ней сложат песню профессиональные писатели. А. Рыбочкин и С. Тельканов, С. Баренц и А. Землянский, А. Коваль-Волков и М. Горбунов, А. Кошеида и И. Краснов – это лишь часть кадровых офицеров, которые, не покидая своего военного поста, взяли в руки перо и стали писать о Советской Армии. Поэты, сами одетые ныне в офицерскую или солдатскую шинель, отлично понимают назначение советского оружия.

Я не хвалил бы танки и ракеты

И богом б артиллерию не звал,

Мой бог единый – мирные рассветы

 И горизонта голубой овал.

 

Но я забыть не вправе, что рассветам

Моей земли

Моей родной земли

Орудия, и танки, и ракеты

Живую повторимость сберегли.

(А. Землянский)».

Леонид Решетников занимался изучением творчества Георгия Суворова. Ему он посвятил целые главы, строки поэта не раз приводит в статье как образ современного солдата и пример служения родине:

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло!

 

В воспоминаньях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ясность дней.

Свой добрый век мы прожили как люди

И для людей…